Советы авиакомпаниям, внедряющим электронный билет

Общие принципы безбумажной технологии

Электронный билет (ЭБ) является аналогом бумажного бланка строгой отчетности и полностью совпадает с ним по набору информационных полей. Для размещения ЭБ, включая все составляющие его полетные купоны, а также для управления его текущим состоянием используется сервер ЭБ (ETS). В информационной среде TAIS Airline Solution ETS является частью TAIS CRS и чаще определяется как база данных для ЭБ (ETDB)

Следует сразу заметить, что авиакомпания может иметь только одну ETDB. В противном случае описанная далее технология функционировать не сможет.

По мере прохождения пассажиром основных стадий обслуживания «приобретение билета — возврат/обмен — регистрация в аэропорту» в ETDB отражается текущее состояние ЭБ и составляющих его полетных купонов (продан — зарегистрирован — улетел). В конечном итоге информация обо всех ЭБ на рейсе передается из ETDB в систему учета выручки авиакомпании (RAS — Revenew Accounting System) с помощью стандартных обменных файлов (lift-file).

Корректное функционирование безбумажной технологии предполагает адекватность текущего состояния электронных билетов, размещенных в ETDB, состоянию этих же ЭБ в других информационных системах: GDS, CRS интерлайн-партнеров, DCS. С этой целью между ETDB авиакомпании и другими системами, участвующими в коммерческой деятельности авиакомпании, устанавливаются ET-линки — информационные связи, обеспечивающие интерактивное взаимодействие на основе языка EDIFACT — типового языка обмена между коммерческими системами гражданской авиации.

Взаимодействие с DCS

Следует отметить, что с приходом ЭБ существенно изменилась роль DCS в деятельности авиакомпании. До внедрения безбумажной технологии DCS рассматривались только в качестве инструмента аэропорта или хэндлинговой компании (ground handling company), обслуживающей аэропорт. С внедрением ЭБ появляется необходимость в момент обслуживания пассажира на стойке регистрации определить легитимность ЭБ, получить доступ к различным данным, содержащимся в ЭБ, а также вернуть в ETDB состояние купона зарегистрированных пассажиров.

Имеются три варианта взаимодействия DCS и ETDB:

  1. Метод обмена стандартными сообщениями, называемый PNL/ ETL. В данном случае в начале регистрации DCS получает из TAIS CRS список пассажиров с информацией об электронных билетах, а при завершении регистрации отправляет в ETDB в составе TAIS CRS стандартное сообщение ETL о реально отправленных пассажирах, имеющих ЭБ.
  2. Метод Interactive, при котором из DCS обеспечен прямой доступ к ETDB авиакомпании. После регистрации пассажира состояние его полетного купона в ETDB сразу переводится в состояние «Зарегистрирован».
  3. Метод Control, который предполагает единовременную передачу всех ЭБ на рейсе в DCS в начале регистрации с блокировкой каких-либо изменений состояний купонов в CRS на весь период обслуживания рейса в аэропорту. При этом в конце регистрации купон переходит в состояние «Зарегистрирован», а затем после прохождения контроля на посадке — в состояние «Отправлен».

Метод PNL/ ETL наиболее прост в реализации, однако, оставляет открытыми различные пути для злоупотреблений со стороны пассажиров. Авиакомпании предпочитают использовать данный метод на начальном этапе запуска ЭБ на маршруте с последующим переходом к методам Interactive/Control, которые исключает возможность злоупотреблений. Вместе с тем внедрение ET-линка для реализации Interactive/Control метода, как и других ET-линков, основанных на EDIFACT, достаточно трудоемкая, а следовательно, дорогостоящая задача.

В связи с этим наиболее быстрый и надежный способ реализовать обработку электронного билета в аэропорту — это использовать и систему резервирования, и систему управления отправками, предоставленные одним разработчиком. Так в TAIS Airline Solution уже реализовано взаимодействие между ETDB в составе TAIS CRS и TAIS DCS по методу Interactive.

Особую проблему при внедрении ЭБ составляют аэропорты, в которых отсутствует какая-либо DCS. К сожалению, таких аэропортов достаточно много. Специально для этих случаев ТАИС разработал механизм упрощенной регистрации. Он состоит в следующем.
Доверенное лицо авиакомпании, обычно ее представитель в аэропорту, по завершении ручной регистрации на своем компьютере, подключенном к TAIS DCS, отмечает в списке пассажиров всех улетевших с ЭБ и передает эту информацию в систему. В результате TAIS DCS формирует сообщение ETL и направляет его в базу ЭБ в TAIS CRS. Единственное требование к аэропрту в этом случае — наличие доступа к Интернет.

Продажа ЭБ через GDS и системы интерлайн партнеров

В настоящее время TAIS Airline Solution поддерживает ET-линки к следующим GDS: Сирена-Трэвел, Amadeus, Travelport (Galileo, Worldspan, Apollo), Sabre. В разработке ЕТ-линк к TravelSky (Китай).

Также имеется возможность «строить» ET-линки к различным CRS в случае, если авиакомпания устанавливает интерлайны с другими перевозчиками. Для реализации таких линков используются услуги хаба, принадлежащего Travelport.

Советы авиакомпаниям — пользователям TAIS Airline Solution, внедряющим ЭБ

Обычно на начальном этапе использования безбумажной технологии авиакомпания выбирает маршруты, где конкуренты уже активно используют ЭБ.

Приступая к внедрению ЭБ, авиакомпания должна определиться, через какие каналы дистрибуции и на каких бланках она будет продавать билеты. Лучше всего начинать с продажи через собственную терминальную сеть, т.е. через агентов, использующих терминалы TAIS Airline Solution, на электронных бланках авиакомпании. ТАИС осуществляет запуск ETDB авиакомпании и внедрение ее собственных электронных бланков бесплатно и в короткие сроки (в течение 1 — 2 недель).

Следующим шагом российские перевозчики осуществляют подключение ETDB к ГРС «Сирена-Трэвел» с целью открыть продажу перевозок на бланках ТКП через аккредитованную (нейтральную) агентскую сеть. Реализация ET-линка от ГРС к ETDB авиакомпании ТАИС осуществляет в течение 1 — 2 недель. С этой целью, как и для открытия ЕТ-линков к другим GDS, авиакомпания должна установить или обновить прямые договорные отношения с этими системами.

Для небольших авиакомпаний, не имеющих кода IATA и осуществляющих перевозки в пределах России и стран СНГ, ТАИС и разработчики Сирены-Трэвел позволяют использовать внутренний код авиакомпании, присвоенный ТКП. Необходимым условием для этого является использование TAIS DCS (Регина) для регистрации пассажиров в аэропортах на тех направлениях, где открыта продажа на ЭБ.

Если расширение маршрутной сети требует использования других DCS, в частности SITA DCS, необходимо получение компанией кода IATA, а также получение адресов SITA для передачи сообщений по этой сети передачи данных.

Расширение сети продаж за счет продажи перевозок на бланках BSP через зарубежные GDS или посредством интерлайн-соглашений также требует наличия у авиакомпании кода IATA и адресов SITA.

Разработано в ТАИС