История и будущее CRS

Системы резервирования (Computer Reservation Systems) — это основной инструмент продажи пассажирских перевозок авиакомпаниями. Можно утверждать, что коммерческий успех авиакомпаний во многом зависит от правильного выбора и умения использовать эти системы.

Структура мирового авиационного рынка за последние три десятилетия претерпела серьезные изменения. Если на первых этапах становления вплоть до начала восьмидесятых годов авиационный рынок был в основном сформирован собственными или прямыми агентами авиакомпаний, то в последние два десятилетия прошлого века наметилось явное преобладание нейтральных агентов. Нейтральные агенты осуществляют продажу мест на рейсы разных перевозчиков, при этом перевозка преимущественно оформляется на нейтральном бланке одной из международных систем взаиморасчетов.

По мере того как менялась структура агентского рынка, изменялась и архитектура CRS, наметилась их специализация. Системы резервирования разделились на системы авиакомпаний и распределительные системы (distribution systems).

Инвенторные системы или CRS

Термин CRS в основном сохранился для обозначения систем резервирования авиакомпаний. Их еще называют инвенторными системами, т.е. системами, в функции которых входит управление ресурсами мест на рейсах авиакомпании.

Посредством CRS осуществляется продажа мест на рейсах авиакомпаний по следующим каналам дистрибуции:

  • прямыми агентами авиакомпании через терминальную сеть CRS;
  • через веб-сайт авиакомпании;
  • через распределительные системы;
  • через CRS авиакомпаний — партнеров на основе интерлайн-соглашений.

Распределительные системы

В распределительных системах, в отличие от инвенторных, ресурсы авиакомпаний не размещаются. В их задачу входит продажа авиаперевозок нейтральным агентам. С этой целью распределительная система имеет доступ к CRS всех авиакомпаний, чьи перевозки она продает. При этом весь диалог с агентом по подбору маршрута, тарификации и продаже перевозки осуществляется на языке данной распределительной системы независимо от типа инвенторной системы, что является одним из главных преимуществ распределительных систем.

Наиболее крупные распределительные системы определяют как «Глобальные» (GDS — Global Distribution Systems). Таковыми в первую очередь являются AMADEUS, SABRE, а также Galileo, Worldspan и Apollo, которые входят в корпорацию Travelport. Число агентов, подключенных к GDS, исчисляется десятками тысяч.

Важнейшая роль GDS состоит в предоставлении максимально широкого доступа мировых агентских рынков к ресурсам мест авиакомпаний в инвенторных системах. Сегодня, чтобы выйти на тот или иной агентский рынок, авиакомпании достаточно подключить свою инвенторную систему к GDS, обслуживающей этот рынок. При этом благодаря стандартным интерфейсам и протоколам, связывающим эти системы, задача подключения к GDS унифицирована. Если взаимодействие между данными CRS и GDS один раз реализовано, то в дальнейшем эта задача сводится к подписанию коммерческого соглашения между GDS и авиакомпанией (так называемое «Соглашение об участии перевозчика») и к соответствующим настройкам со стороны GDS и CRS.

GDS вышли за пределы авиационной отрасли и предлагают своим пользователям комплексное обслуживание, которое включает бронирование в гостиницах, аренду автомобилей, а также продажу железнодорожных билетов. Таким образом термин «Глобальная» можно интерпретировать в двух направлениях:

  • во-первых, обеспечение доступа агентов к ресурсам мест практически всех основных авиаперевозчиков. Благодаря этому агент получает возможность, используя терминал данной системы, формировать авиамаршруты любой сложности, охватывающие географию всего мира;
  • во-вторых, предоставление пассажиру комплексного обслуживания, включая бронирование гостиниц, ренту автомобилей и, возможно, другой туристический сервис.

В некоторых странах наряду с мировыми GDS действуют локальные авиационные распределительные системы. В России и странах СНГ такой АРС является «Сирена-Трэвел», осуществляющая продажу перевозок в основном отечественных авиакомпаний. Продажа выполняется на бланках «Транспортной Клиринговой Палаты» (ТКП).

Ситуация на авиационном рынке в последние годы

В последние годы в связи ухудшением коммерческой ситуации на мировом авиационном рынке победное шествие GDS несколько замедлилось. Многие авиакомпании обратились к поиску источников экономии расходов. Одним из таких источников оказался частичный отказ от услуг нейтральных агентов и GDS. В первую очередь этому способствовало появление «электронного билета» и, как следствие, онлайн продажи на собственных веб-сайтах авиакомпаний. Объем онлайн продаж на зарубежном авиарынке сегодня уже сравним с объемом агентских продаж, а во многих случаях превышает последний.

Переход к электронным продажам, развитие бизнес-процессов по принципу low-cost и некоторые другие моменты позволяют предположить, что мы находимся в начале нового этапа развития мирового авиационного рынка. Этот этап предполагает более взвешенное сочетание авиакомпаниями продаж через собственные инвенторные системы с традиционной продажей с использованием GDS.

Разработано в ТАИС