История «Сирены»

Дата публикации: 05.10.2002 00:00


Первая модификация системы, переданная в эксплуатацию в 1972 г., заложила основы автоматизации коммерческой деятельности в гражданской авиации СССР, обеспечила бронирование и продажу билетов на рейсы Московского авиаузла. Разработчиками «Сирены-1» — лабораторией Института проблем управления Академии наук СССР, руководимой Генеральным конструктором системы д.т.н. В.А. Жожикашвили, специалистами Северодонецкого НПО «Импульс», а также технологами Главного агентства Гражданской авиации по руководством Ю.В. Ловского в процессе конструирования было предложено много идей и решений, которые в своих проектах использовали последующие поколения разработчиков этой и аналогичных систем.

В семидесятые годы в ГВЦ ГА сформировался коллектив разработчиков, который приступил к созданию новой версии системы — «Сирены-2» для Московского и других крупных авиаузлов. Работы по созданию ПО велись под руководством к.т.н. М.А. Левина. Одновременно в ЦНИИ АСУ ГА началась разработка модификации «Сирена-2» для авиаузлов средней и малой мощности. Сетевое ПО разрабатывалось в лаборатории В.А. Жожикашвили.
Система базировалась на отечественных мини-ЭВМ СМ-2М, причем для крупных центров «Сирены-2» разработчиками ГВЦ ГА было создана специализированная высокопроизводительная многопоточная операционная система ОС ТАИС (сокращение от «Телеавтоматические интерактивные системы»), а также СУБД САК («Система автоматизированных картотек» — одна из первых отечественных интерактивных СУБД. Был заложен диалоговый интерфейс пользователя с системой, впоследствии мало претерпевший изменения.
Московский центр был реализован в виде 6-машинного комплекса. Несмотря на скромные по нынешним меркам возможности техники, производительность Московского центра достигала 18 запросов в секунду при объеме перевозок до 20 млн. пассажиров в год. Заметим, что общие внутренние перевозки в те годы превышали 100 млн. в год. В большой степени такая производительность была достигнута за счет высокого качества программирования и применения многих нетривиальных решений.
Начиная с внедрения в эксплуатацию в 1982 г. Московского центра «Сирены-2» и до конца 90-х годов, специалистами ГВЦ ГА и ЦНИИ АСУ ГА было внедрено 13 крупных (Москва, Ленинград, Киев, Ташкент и др.) и 15 средних центров (Рига, Минск, Куйбышев, Якутск и др.) этой системы. Центры системы появились практически во всех крупных городах страны. К концу 90-х была создана наиболее мощная в СССР открытая сеть передачи данных «Сирена-2», охватившая все центры обработки данных системы. Уже тогда любой кассир авиагентства мог со своего терминала получить доступ в режиме on-line к ресурсам всех без исключения ЦОДов.

В 1989 г. ведущие специалисты отдела разработчиков ГВЦ ГА создали кооператив ТАИС (по названию операционной системы), который в 1991 году был преобразован в закрытое акционерное общество «Транспортные Автоматизированные Информационные Системы — ТАИС».

Одной из первых крупных работ ТАИС было создание в MS-DOS программного эмулятора архитектуры СМ-2М. В результате был осуществлен перевод программного обеспечения «Сирены-2» на техническую базу персональных компьютеров. Благодаря этому удалось резко повысить надежность системы, снизить стоимость ее эксплуатации и, как результат, сделать ее доступной даже для небольших авиапредприятий. В результате к 1995–1996 годам функционировало более 30 таких ТАИС-центров «Сирены-2».

К 1997 году общее число центров «Сирены-2» разной модификации («Сирена-2», «Сирены-2М» и других) превысило 60. Все центры «Сирены-2» связывала разветвленная корпоративная сеть передачи данных. К их ресурсам получили доступ более 5000 агентов.

«Сирена-2» практически полностью удовлетворяла технологии бронирования и продажи мест в гражданской авиации советского периода, когда использовались единые для всех нормативные параметры и коэффициенты. Эти параметры характеризовали коммерческую деятельность авиапредприятий, имевшую предельно простую общую тарифную политику и отличавшуюся отсутствием какой-либо конкуренции между участниками продажи авиаперевозок. Однако к середине 90-х годов стало очевидно, что технология резервирования и продажи билетов на внутренних авиалиниях неуклонно приближается к международным стандартам, сохраняя при этом многие специфические особенности, и что возможности «Сирены-2» не соответствуют требованиям рыночной экономики. В первую очередь это касалось потребностей авиакомпаний в гибком управлении процессом реализации ресурсов в зависимости от текущей коммерческой ситуации.

В 1994 г., когда стали ясны основные принципы и задачи технологии резервирования в новых условиях, ТАИС приступил к созданию программного обеспечения для третьего поколения системы «Сирена-2.3». Внедрение «Сирены-2.3» началось весной 1997 года. На сегодняшний день функционирует 26 центров этой системы.
Несмотря на преемственность в названии, «Сирена-2.3» представляет собой принципиально новую систему международного класса. В ней отсутсвуют какие-либо программные или технические элементы предшествоваших модификаций «Сирены». Однако такие показатели как качество разработки, надежность, удобство в эксплуатации разработчики новой системы поддерживают на традиционно высоком уровне.


Разработано в ТАИС