Тенденции развития систем резервирования

Дата публикации: 08.04.2004 00:00


Системы резервирования авиакомпаний

Сама структура мирового авиационного рынка за последние три десятилетия претерпела серьезные изменения. Если на первых этапах своего становления вплоть до начала восьмидесятых годов авиационный рынок был в основном сформирован собственными агентами авиакомпаний, то в последние два десятилетия прошлого века наметилось явное преобладание нейтральных агентов. Нейтральные агенты (чаще это турагенты) осуществляют продажу мест на рейсы разных перевозчиков, при этом перевозка оформляется либо на нейтральном бланке одной из международных систем взаиморасчетов, либо на бланках перевозчиков в соответствии с интерлайн-соглашениями между авиакомпаниями.

По мере того как менялась структура агентского рынка, претерпевала изменения и архитектура систем резервирования, наметилась их специализация. Системы резервирования разделились на системы авиакомпаний и распределительные системы (distribution systems). Термин CRS в основном сохранился для обозначения собственно систем резервирования авиакомпаний. Посредством CRS осуществляется продажа мест на рейсах авиакомпаний через собственную терминальную сеть этих систем в основном агентами авиакомпаний, а также через терминальные сети других систем резервирования. Системы резервирования авиакомпаний называют также инвенторными системами, т.е. системами, в функции которых входит управление ресурсами (местами на рейсах) авиакомпании.

Инвенторная система может целиком принадлежать отдельной авиакомпании, а может представлять собой систему коллективного использования и предоставлять услуги нескольким перевозчикам. Примером зарубежной системы коллективного доступа, получившей распространение на отечественном рынке, служит CRS Gabriel. В этой системе, в частности, размещает свои ресурсы ОАО «Аэрофлот — РАЛ». В случае CRS коллективного использования для обозначения собственно инвенторной системы авиакомпании применяют также термин «хост» (host).

Распределительные системы

Распределительные системы, в отличие от систем резервирования авиакомпаний, не связаны с размещением и управлением ресурсами авиакомпаний. Их исключительной задачей является продажа авиаперевозок нейтральным агентам. Чтобы в процессе обслуживания пассажира осуществить резервирование места на рейсе какой-либо авиакомпании, из распределительных систем реализован доступ в инвенторные системы. При этом весь диалог с агентом по подбору маршрута, тарификации и продаже перевозки осуществляется на языке данной распределительной системы независимо от типа инвенторной системы, что является одним из главных преимуществ распределительных систем.

Наиболее крупные распределительные системы определяют как «Глобальные» (GDS — Global Distribution Systems). Таковыми в первую очередь являются AMADEUS, GALILEO, SABRE. Число агентов, подключенных к этим системам, исчисляется десятками тысяч. Важнейшая роль GDS состоит в предоставлении максимально широкого доступа мировых агентских рынков к ресурсам мест авиакомпаний, размещенных в их инвенторных системах. Сегодня, чтобы выйти на тот или иной агентский рынок, авиакомпании достаточно подключить свою инвенторную систему к GDS, обслуживающей этот рынок. При этом благодаря стандартным интерфейсам и протоколам, связывающим эти системы, задача подключения к GDS не составляет технических проблем. Она сводится в основном к подписанию коммерческого соглашения между GDS и авиакомпанией о распределении ресурсов мест последней среди агентов, использующих терминальную сеть данной GDS (так называемое «Соглашение об участии перевозчика»).

GDS вышли за пределы авиационной отрасли и предлагают своим пользователям комплексное обслуживание, которое включает бронирование в гостиницах, аренду автомобилей, а также продажу железнодорожных билетов. Таким образом термин «Глобальная» можно интерпретировать в двух направлениях:

  • во-первых, обеспечение доступа агентов к ресурсам мест практически всех основных авиаперевозчиков. Благодаря этому агент получает возможность, используя терминал данной системы, формировать авиамаршруты любой сложности, охватывающие географию всего мира;
  • во-вторых, предоставление пассажиру комплексного обслуживания, включая бронирование гостиниц, ренту автомобилей и, возможно, другой туристический сервис.

Развитие CRS в последние годы

В последние годы, особенно после событий 11 сентября 2001 года и последовавшего за этим ухудшения коммерческой ситуации на мировом авиационном рынке победное шествие GDS несколько замедлилось. Многие авиакомпании обратились к поиску источников экономии расходов. Одним из таких источников оказался частичный отказ от услуг нейтральных агентов и, как следствие, от услуг GDS. Этому способствовал тот факт, что благодаря развитию интерлайнов между авиакомпаниями и активному вхождению их в альянсы перевозчиков, более активно стало налаживаться прямое взаимодействие инвенторных систем.

Серьезной альтернативой продаже перевозок через агентства стал Интернет и связанная с ним технология электронных продаж (e-commerce). Объем продаж посредством Интернета на зарубежном авиарынке сегодня уже сравним с объемом агентских продаж. Прямые продажи через Интернет позволили авиакомпаниям снизить тарифы на перевозки.

Поиски путей уменьшения расходов на авиаперевозки, снижения тарифов и, как следствие, привлечение дополнительных пассажиров привел к появлению low-cost компаний. Основной идеей, положенной в основу бизнеса low-cost компаний, является предельное упрощение и удешевление всех этапов обслуживания пассажиров, начиная с продажи билетов и заканчивая полетом. В частности, основной объем продаж перевозок выполняется через Интернет. В связи с упрощенной технологией продаж перевозок low-cost компаниями снижены требования к инвенторным системам.

Переход к электронным продажам, которые в 2007 году планируется довести до 100% на международных маршрутах, развитие технологии по принципу low-cost и некоторые другие моменты позволяют предположить, что мы находимся в начале нового этапа развития мирового авиационного рынка. Этот этап предполагает более взвешенное сочетание авиакомпаниями продаж через собственные инвенторные системы и инвенторные системы интерлайн-партнеров с традиционной продажей с использованием GDS.

Ситуация на отечественном авиарынке

Инвенторные системы

В настоящее время отечественные CRS представляют следующие системы:

  • Центры бронирования авиаперевозок (ЦБА) «Срена-2.3» (разработчик ЗАО ТАИС) — 26 центров;
  • ЦБА «Сирена-2000» (разработчик ЗАО КОМТЕХ-Н) — около 25 центров;
  • Мультихостовая инвенторная система GABRIEL, расположенная в USA.

В 2005 году ОАО «Аэрофлот-РАЛ» планирует перевод своих ресурсов в систему SYBRE.

Каждый ЦБА Сирены имеет собственную терминальную сеть. Общее число терминалов, подключенных к центрам «Сирены», превышает 10000, из них около 6000 приходится на центры «Сирены-2.3».

На центры «Сирены-2.3» приходится более половины внутренних перевозок (около 56%).

Распределительные системы

С 2001 в России и странах ближнего зарубежья активно действуют отечественные авиационные распределительные системы (АРС) СИРИН (разработка ЗАО ТАИС) и «Сирена-Трэвел» (разработка ЗАО КОМТЕХ-Н). Помимо отечественных АРС на внутреннем рынке также функционируют GDS Amadeus и Galileo. Тем не менее именно внедрение отечественных АРС позволило вывести внутренний рынок продажи авиаперевозок России на современный уровень.

Хотя каждому агенту до внедрения распределительных систем доступны были ресурсы всех ЦБА, однако, несомненным преимуществом при выборе альтернативных вариантов маршрута обладали рейсы, которые агент видел на экране собственного ЦБА, т.е. на первом экране. Чтобы «приблизить» свои ресурсы к агентам, авиакомпании вынуждены были делить рейсы и размещать квоты мест одного рейса в разных ЦБА. Такой подход существенно усложнял взаимодействие авиакомпаний с системой, заставлял их перепоручать управление своими ресурсами сторонним организациям, обычно крупным местным агентствам. С внедрением АРС ситуация на рынке резко изменилась. Т.к. с одного экрана АРС стали доступны большинство внутренних ресурсов, то для агентов отпала необходимость обращения в разные ЦБА, а авиакомпании получили возможность собрать все ресурсы в одном инвентором центре.

Принципы построения двух отечественных распределительных систем существенно различаются между собой:

АРС «Сирена-Трэвел» основана на классической моноцентровой архитектуре. Центр обработки данных этой системы размещается в Москве. «Сирена-Трэвел» осуществляет бронирования в инвенторных системах «Сирена-2000», «Сирена-2.3» и Gabriel.

АРС СИРИН представляет собой многоцентровую распределительную систему, в состав которой входят распределительные подсистемы ЦБА «Сирены-2.3», называемые также СИРИН-центрами. Каждый СИРИН-центр имеет доступ к ресурсам, размещенным в других ЦБА «Сирена-2.3» и в системе Gabriel. Возможен доступ в другие инвенторные системы (см. прим.1 ).

1 Поскольку доступ к ЦБА «Сирена-2000» ограничен АРС «Сиреной-Трэвел», то эти центры не входят число инвенторных систем, связанных с АРС СИРИН.

Разработано в ТАИС